И так, все началось с того что я купил
машину, а так как очень люблю слушать музыку и
практически она везде со мной (музыка), то
хотелось чтобы в авто она была качественной ну и
само собой громкой. Где-то на протяжении месяца
сменив около десяти автомагнитол и не получив
того чего я так хотел я залез с головой в
Инет. Пообщался на некоторых форумах
и раздобыв немного информации (личное спасибо
Rotor, и maximus) я решил что так просто из
автомагнитолы звук не "выбью". Порыскав еще
немного и пораскинув мозгами, было решено
сделать мощный преобразователь и усилитель.
Найдя пару нормальных схем преобразователей я
"слепил" одну на мой взгляд отличную. Но так как
я хотел делать "вещь" раз и надолго, то и
мощность тоже выбрана можно сказать большая
(очем сейчас жалею). Усилитель я назвал, "АВТО
400".
Ну обо всем по порядку.
Сначала остановился на микросхеме TDA7294V,
ну уж больно погромче захотелось, и отзывы на
форумах о ней не очень, то плату правильно
развести, то самовозбуждается, ну короче не
понравилась. Пересматривая журналы "Радиохобби"
ст. 10 4/99г. увидел неплохую схему. Усилитель
был выполнен на микросхеме STK4048XI, автор
Антон Космела (на рис. 1).
Немного о схеме: L1-намотан на 10-мм каркасе
и содержит 18 витков провода ПЭЛ-1,2. Обе
микросхемы посажены на радиатор из алюминиевого
П-образного профиля 210Х11Х25 мм. Усилитель не
требует никаких подстроек.
Посмотрев на ее характеристики она мне
подходила с "головой". При двух полярном
питании 55 В, и нагрузке 8 Ом она выдавала
мощность 150 Вт, а при 4 Омах 200 Вт (совсем
недурно). И это только один канал, два
канала 400 Вт при 4 Ом при коэффициенте гармоник
не более 0,007% и полосе частот 20 Гц - 50 КГц.
Это все хорошо но чем "кормить" такого "зверя",
это нужен преобразователь как минимум на 400-450
Вт. Так как я не хотел слушать при таких
мощностях 50 Гц "гул" в динамиках от
преобразователя, решено было делать
высокочастотный, заодно и размер по меньше.
Сказано сделано, на микросхеме TL494 со
стабилизацией выходного напряжения см. рис.
2
Немного о схеме преобразователя:
трансформатор преобразователя намотан на
ферритовом кольце размером К45Х28Х16 (немного
маловато, но другого под рукой не оказалось).
Первичная обмотка намотана "косой" из 8-ми
проводов диаметром 1,2 мм (6,5 витков),
вторичная (для стабилизации выходного напряжения
10 витков), вторична на питание усилителя
намотана "косой" из 4-х проводов диаметром 1 мм,
(количество витков перед этим нужно подобрать, в
моем случае 55 витков). После намотки каждая
"коса" разделяется на две части и начало одной
половины обмотки соединяется с концом другой
(будьте внимательней, обмотки при подключении
должны быть намотаны в одну и туже сторону, а не
как ни на оборот, а то не заработает). Дросселя
намотаны на ферритовом стержне диаметром ~16 мм
и содержит ~10 витков провода диаметром 2 мм.
Замены: BC558-КТ626, IRF540-IRFZ44.
|
Рис. 3 |
Усилитель был дополнительно снабжен защитой,
ну мало там чего, а динамики жалко (но это не
помогло).
История продолжается.
После установки на авто и так званной
"проверки" ко мне два дня возвращался слух, и я
был очень доволен (звуком). У меня на авто он
(усилок) два месяца, к громкости привык, но
динамики жалко уже четыре штуки угробил
(продавец говорил на 250 Вт, а они сгорели), вот
теперь ищу нормальные, или может последовательно
пару штук пустить? Если по этому поводу есть
мысли прошу писать в форум по звукотехнике сайта ПАЯЛЬНИК.
Кому интересно, схемы рисовал при помощи
программы sPlan ver 5.0ru.
|
|